Дискуссии

Зачем предпринимателю философия?

Зачем предпринимателю философия?

Многим философия знакома как дисциплина из университета, которая оставила о себе смутное воспоминание сложного и непонятного при этом мало связанного с практикой. Но вдруг это впечатление обманчиво и эти знания могут быть актуальны? Рефлексировали с Павлом Деменчуком о роли философии в жизни предпринимателя, чтобы разобраться что она может предложить в контексте развития личности и бизнеса.

Павел Деменчук — кандидат философских наук, руководитель программы «Философия для предпринимателей», заместитель декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Павел, думаю, что можно начать с самого главного вопроса – что такое философия?

Отличное начало! Боюсь, что философы пока так и не нашли окончательный ответ на этот вопрос, хотя ведут поиск более двух тысяч лет. Многие знают дословный перевод с древнегреческого языка – любовь к мудрости. Но он не удовлетворяет нашего стремления к точности и системности. Каждый стремится более отчетливо очертить границы философии. Однако, высказать или принять одно понимание философии означает занять только одну из возможных позиций.
Могу предложить рабочее понятие, с которым лично я вхожу в аудитории более десяти лет, философия – это теория и практика рефлексивного мышления. Тот момент, когда мы обращаем наше мышление на само себя, спрашивая в том числе «Почему я мыслю так, а не иначе?». В этом понимании, философия может дать ответы на вопросы наших внутренних поисков себя. Как гласит фраза древнего мыслителя Гераклита «Я искал самого себя».

Если философия столь неопределенна и вариативна, можно ли с ее помощью получить какую-то практическую (конкретную) пользу?

Учитывая мой ответ на предыдущий вопрос, очевидно, да. Ведь что может быть более практичным нежели понимание самого себя? Сомневаюсь, что нам следует совершать какое-либо конкретное действие, если мы не имеем ответов на подобные вопросы. Однако, часто под практическим мы понимаем только что-то актуальное в моменте тактического, а не стратегического решения с долгосрочными последствиями. Отсюда миф о непрактичности гуманитарного знания.
Нужно ли вам продать свой бизнес за хорошую цену? Если ваша компания — это смысл жизни и часть самоидентичности, вы можете отвергнуть практичные, на первый взгляд, доводы, в пользу иного. И я нередко наблюдал подобные ситуации на практике, когда собственники отвергали экономически целесообразные решения. Поэтому ответы на «отвлеченные» философские вопросы могут быть решающими в момент стратегического выбора. Важно задать их себе вовремя.

Замечательно, кажется, мы подошли к ключевому вопросу нашего интервью – зачем предпринимателю философия?

Позвольте начать с ответа на обратный вопрос – «зачем предпринимателю не нужна философия?». Совершенно точно она не нужна, чтобы найти конкретную тактику или метод зарабатывания денег. Философия не дает простых ответов, скорее она открывает путь к более полному и сложному осмыслению. Как отметил Мартин Хайдеггер, «Ее изначальная задача — делать вещи более трудными, более сложными». Если вы хотите упростить, она вряд ли поможет.
Философия может погрузить предпринимателя в системы рефлексивного мышления, чтобы он осознал возможные стратегические решения для себя и своего бизнеса. Усложняя, в аспекте, разворачивании ситуации выбора в возможных контекстах и долгосрочных последствиях, соотнесенности этого выбора со множеством других решений. В прояснении этого выбора с пониманием себя и своих смыслов…

Павел, чтобы мы не ушли слишком глубоко в метафизику. Можно ли привести более конкретные, если так можно выразиться, направления применения философии для предпринимателя?

Да, конечно. Если подойти более конкретно, то есть наиболее важные области, как я думаю. Общаясь с предпринимателями, я понял, что наибольший запрос связан с этикой. Поскольку у этих людей нет руководителя и утвержденной должностной инструкции, им очень часто приходится принимать самостоятельные этические решения – решать, что допустимо или недопустимо в отношении партнеров, сотрудников и клиентов. Если у человека нет системы этических принципов, каждый выбор становится индивидуальным, затрачивая силы и эмоции. В конечном итоге, ведя к повышенной нагрузке и выгоранию. В свою очередь, «надежная» этическая система невозможна без метафизики и ответа на фундаментальные экзистенциальные вопросы.
Наличие у предпринимателя «своей философии» становится важным основанием принятия решений, служит установлению ценностей и целей, как своих личных, так и компании. Соответственно, чем более продуманы основания «своей философии», в том числе с опорой на исторический опыт нескольких тысячелетий, тем более устойчив предприниматель и его бизнес в долгосрочной перспективе.

Скажите, а если спустится к каким-то базовым методам философии, что может помочь предпринимателю как инструмент?

Критическое мышление. Философия не является набором догматов или готовой идеологией, это всегда сомнение и переосмысление. В этом отношении, данная область знания накопила колоссальный опыт и знания в критическом мышлении. Первый шаг на пути к философии это умение поставить вопрос таким образом, чтобы ответ на него был наиболее релевантным и полным, включал множество контекстов ситуации… в том числе меня самого.

С чего бы вы рекомендовали начать изучение философии, если речь идет о предпринимателях?

Универсального ответа на данный вопрос нет. Кстати, наиболее частый вопрос, который я слышу, «какую книгу мне прочесть?».
Могу порекомендовать начать с поиска философа (преподавателя философии), который бы последовательно и системно выстроил вместе с вами путь погружения в философское знание. При этом учитывая ваши уникальные взгляды, личные ценности и цели… Большая ошибка погружаться в философию без проводника. Философия существует более двух тысяч лет, это огромный корпус текстов и идей, которые могут создать ощущение хаоса и запутанности без намеченного пути.

ЕЩЕ ИНТЕРЕСНОЕ

СТАНЬТЕ УЧАСТНИКОМ
КЛУБА ПЕРВЫХ

Оставьте заявку и менеджер
с вами свяжется

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Предложения о партнёрстве отправляйте на почту marketing@clubfirst.ru

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

CF mentoring

Оставьте заявку и менеджер
с вами свяжется

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Предложения о партнёрстве отправляйте на почту marketing@clubfirst.ru

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сотрудничество

BUSINESS SUMMIT ISTANBUL

Оставьте заявку и мы
с вами свяжемся

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности