Дискуссии

В поиске новых смыслов: почему на фоне мирового кризиса философия становится «модной»

В поиске новых смыслов: почему на фоне мирового кризиса философия становится «модной»

В июле в Клубе Первых состоялся запуск серии философских встреч «Среда Мыслителей». Идейными вдохновителями проекта стали сооснователь Клуба Максим Карпов и философ Павел Деменчук.

Сегодня философия все больше занимает умы предпринимателей и становится для них новым источником вдохновения. Но почему это происходит? Как практическая философия стала новым трендом? И как через клубный формат «Среда Мыслителей» наши участники могут не только прикоснуться к трем тысячелетиям рефлексивного опыта человечества, но и почувствовать себя его полноправным участником?

Кризисы и неопределенность часто заставляют нас пересматривать свои ценности, убеждения и жизненные устремления. Но куда идти в поисках новых смыслов и ориентиров? Если раньше подобную функцию выполняла преимущественно религия, то сегодня выбор кажется гораздо больше. Свои варианты смысловых трансформаций предлагают бизнес-школы, коучи и психологи. Философ Павел Деменчук и исследователь Максим Карпов в своей колонке для Forbes Life рассказывают, почему следующим большим трендом будет практическая философия и как философы могут предложить более глубокое понимание себя и мира.

Если еще несколько лет назад можно было попросить аудиторию большого зала поднять руки тех, кто посещает психологов, то таких рук было 4-5 на несколько сотен человек. Сегодня социальные сети и медиа показывают, что мы находимся на пике интереса к психологии. Для философов это означает, что нужно приготовиться: очередь за нами.

Бизнес-курсы, коучи и психологи предлагают хорошие работающие тактические инструменты. Как правило, они помогают решить проблему здесь и сейчас либо нивелировать ее значение. А чтобы получить большую устойчивость в долгосрочной перспективе, выработать собственную жизненную стратегию, нужно идти в философию. Это как при заболеваниях можно долго и упорно жевать ивовую кору, которая содержит салициловую кислоту, снижающую жар и уменьшающую боль, или же съесть одну таблетку аспирина с качественно иной концентрацией действующего вещества.

Возможно, первыми, кто дойдет до философов, будут предприниматели.

Философия для жизни

Самый частый запрос у управленцев сегодня связан с этическим выбором. У предпринимателей нет руководителя и утвержденной должностной инструкции, а принимать самостоятельные решения с большой этической составляющей приходится часто: например, решать, что допустимо или недопустимо в отношении партнеров, сотрудников и клиентов. А если у вас нет сформированной матрицы этических принципов, то каждый выбор вы будете «собирать» заново, как уникальный прецедент, тратя на это силы и эмоции. Предсказуемый результат подобной работы — выгорание.

Философия открывает путь к собственной этической системе, в рамках которой каждый новый случай решается с позиции уже сформированных принципов, позволяя экономить время и эмоциональные переживания. Устойчивая этическая система — залог большей личностной устойчивости предпринимателя, а значит, и его бизнеса.

Как утверждал французский философ прошлого века Ги Дебор, мы живем сегодня в «обществе спектакля» и значительную часть нашей жизни «проживаем» в качестве зрителя, перед которым несется поток информации, событий, впечатлений и соцсетей. Поток этих иллюзий не останавливается, остановиться можем только мы. Для этого, как правило, должно произойти что-то существенное. Поэтому люди очень часто обращаются к психологам и в целом к теме саморазвития в моменты личностного кризиса, связанные с жизненными трагедиями, индивидуальными психологическими проблемами или глобальными катаклизмами общества.

В нашем стремительном мире философию можно сравнить с ручным тормозом, резкой остановкой в скоростном потоке информации и жизни, где на каждое сообщение или мысль отводится не более минуты. И когда человек действительно останавливается в этом потоке, то, как правило, результат ошарашивает. Мы задаем себе вопрос, кто мы, чего мы хотим и как этого добиться.

В такой момент люди впервые за очень долгое время имеют возможность поговорить о вещах, которые находятся за пределами их практики: есть ли Бог, что такое душа, существует ли она или нет. И чаще всего переход на подобный метафизический уровень для многих становится вау-эффектом, потому что открывается еще один уровень мышления. Правда, чтобы начать говорить о таких вещах, нужна особая аудитория. Как делился недавно топ-менеджер крупного ретейлера, «я очень хочу поговорить о философии, но, если я начну говорить со своими сотрудниками, они либо посчитают, что я сошел с ума, либо воспримут это как чудачество».

Полный текст материала читайте на Fobes Life.

ЕЩЕ ИНТЕРЕСНОЕ

СТАНЬТЕ УЧАСТНИКОМ
КЛУБА ПЕРВЫХ

Оставьте заявку и менеджер
с вами свяжется

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Предложения о партнёрстве отправляйте на почту marketing@clubfirst.ru

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

CF mentoring

Оставьте заявку и менеджер
с вами свяжется

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Предложения о партнёрстве отправляйте на почту marketing@clubfirst.ru

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Сотрудничество

BUSINESS SUMMIT ISTANBUL

Оставьте заявку и мы
с вами свяжемся

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение информации об услугах, соглашаетесь с политикой конфиденциальности