В первой части нашего материала о совместной конференции ClubFirst и «Эксперт.Медиа» мы рассказали о спикерах пленарной сессии, а также поделились выводами экспертов панельной дискуссии «Цифра без иллюзий» – прочитать их можно здесь.
В этом материале расскажем, какими рекомендациями для бизнеса поделились спикеры тематических треков, посвященных масштабированию компаний через партнерства и стратегическому планированию.

Спикером трека «Как сегодня масштабировать бизнес и решать задачи при помощи партнерств?» выступил Алексей Макин, акционер и фаундер компании red_mad_robot, сооснователь фонда «Яркие Точки». По мнению Алексея, именно партнерства могут помочь корпорациям быстрее развивать прорывные направления – особенно если требуемые для масштабирования компетенции далеки от основной деятельности бизнеса. На примере ГК red_mad_robot Алексей обозначил 3 типа возможных партнерств:
1. Совместные предприятия: именно коллаборации с научными центрами и стартапами позволят компании получить доступ к технологиям, узкоспециализированным лабораториям и фундаментальным исследованиям, которые невозможно быстро воспроизвести внутри бизнеса.
2. Коммерческие партнёрства: именно равноправное партнерство и разделение инвестиций и прибыли дает компаниям доступ к компетенциям и R&D друг друга, что позволяет создавать новые коммерчески успешные продукты в симбиозе.
3. Платформенная бизнес-модель: эта стратегия интегрирует оба типа партнерств и позволяет компаниям масштабироваться за счёт подключения новых участников, создавая синергию между научными разработками и коммерциализацией.
Алексей уверен: «Важно не пытаться развить все компетенции внутри вашей компании, а найти партнеров, которые являются № 1 в нужной узкой специализации, и интегрировать их в свою бизнес-модель через описанные механизмы».

В рамках второго тематического трека – «P&L под давлением: как сохранить устойчивость в 2025» – выступили участник ClubFirst и владелец ГК «СОДИС» Андрей Шахраманьян и кандидат экономических наук Сергей Щуров. Модератором стала Юлия Павлова, ex-исполнительный и финансовый директор (Avon, Unilever, PWC), член международной ассоциации финансистов CIMA, эксперт по корпоративным финансам и участница ClubFirst.
В фокусе обсуждения – управление финансами, инструменты оптимизации затрат и стратегического планирования. По мнению Сергея Щурова, «Бизнес вошел в период, когда расходы растут быстрее цен, скидки становятся нормой, доступ к деньгам стал сложнее, растет нагрузка на персонал, крупные проекты окупаются дольше, а ошибки стоят дороже. Если у отрасли нет яркой дифференциации и административных барьеров, переложить рост затрат на клиента трудно». Но как бизнесу действовать в рамках турбулентности? Сергей уверен: добавить стабильности поможет увеличение скорости принятия решений и регулярная сверка «цифр». Среди действий, которые можно предпринять уже сегодня – перевод части фиксированных затрат в оплату за результат (с потолком расходов и ступенями цены за объем), остановка проектов с низкой ожидаемой отдачей, четкое распределение ролей и границ ответственности сотрудников и подготовка достоверной и своевременной отчетности по ключевым метрикам, что поможет эффективно и быстро принимать решения.

Наш участник Андрей Шахраманьян поделился своим опытом в области повышения эффективности финансового блока: по мнению эксперта, «Сегодня архаичное бюджетирование компании оторвано от реальных процессов: прибыль гораздо меньше, чем раньше, а бесценное время СFO уходит на рутинную работу с отчетными таблицами, а не на реальные действия. Решением может стать создание единой data-centric платформы, куда в реальном времени будут попадать все данные». Эту систему Андрей уже внедрил в свой бизнес, ГК «СОДИС». С участниками встречи Андрей также поделился 3 тактиками сохранения устойчивости бизнеса в текущих условиях: в краткосрочной перспективе могут помочь cost cutting и реструктуризация долгов, к среднесрочным тактикам относятся автоматизация учета, бюджетирование и система KPI, а к долгосрочным – диверсификация бизнеса, цифровизация и подготовка компании к выходу на IPO. «Устойчивость складывается из прозрачного учета, живого управления и стратегии. За 20 лет антикризисных проектов я не видел ни одной компании, которая проиграла, если собственник понимал цифры и действовал на их основе», – уверен Андрей.