История сети магазинов «Четыре лапы» началась в 1992 году с важной идеи: помочь людям правильно заботиться о своих питомцах. В конце 2023 года в Москве открыл двери юбилейный 500-й магазин. О том, как удалось добиться такого масштаба, в чем компания видит свою миссию и как изменилось отношение к животным за 30 лет, рассказал совладелец «Четыре Лапы» и участник делового сообщества ClubFirst Дмитрий Цыпин.
Про рост бизнеса
«Бизнес начался с открытия одного магазина в Жуковском, сейчас у нас 505 точек, мы представлены в 32 регионах, при этом у нас открыто 8 полнофункциональных ветеринарных центров, 27 салонов груминга и 13 кабинетов здоровья, и мы продолжаем постоянно развиваться», – говорит Дмитрий. На вопрос, как удалось добиться такого масштаба, Дмитрий отвечает, что собственные достижения оценивать сложно, и он скорее спрашивает себя, «почему у компании открыто только 500 точек, а не 5000».
Успех бизнеса он связывает с правильными приоритетами: «На первом месте всегда было благополучие и здоровье животных, а нашей главной целью – помочь пет-родителям правильно ухаживать за четырехлапыми. Мы говорим не только о продаже товаров, в которых нуждается наш клиент, мы говорим о выполнении образовательной функции: наша команда рассказывает людям, как лучше заботиться о животных, как правильно следить за их здоровьем. Этот фокус мы сохраняем на протяжении всех 32 лет», – говорит Дмитрий.
Много внимания в компании уделяют обучению сотрудников: в «Четырех Лапах» есть корпоративный университет. Дмитрий говорит, что важно постоянно углублять знания сотрудников о продуктах и сервисах, которые необходимы для питомцев – так команда сможет успешно транслировать знания клиентам.
Про выход в регионы
Около 15 лет назад началась региональная экспансия. На вопрос, как справлялись с местной конкуренцией, Дмитрий отвечает, что «конкуренция – самое большое благо, которое существует на рынке, только конкуренция заставляет игроков развиваться, двигаться вперед и идти навстречу покупателям». По его мнению, наличие конкуренции в регионе показывает развитость культуры заботы о питомце: если в городе много зоомагазинов, значит жители привыкли качественно заботиться о животных, и выход на рынок может получиться более простым.
Про новые направления
«Четыре Лапы» – многопрофильный бизнес: в 2019 открылся первый Центр здоровья питомцев, большое пространство, объединившее магазин, ветклинику, груминг-салон и площадку для работы с кинологом. «Мы приглашаем в центр интересных спикеров, которые читают покупателям лекции о кинологии и физиологии животных, проводим маркеты, выставки-пристройства. Это пространство для общения пет-сообщества», – объясняет Дмитрий.
По словам бизнесмена, центры здоровья – более трудоемкое направление с точки зрения открытия и инвестиций. «Но мы понимали, что у нашего клиента высокий уровень доверия к нам, и показалось правильным предложить им сервис ветеринарной клиники. Клиентам удобно прийти в магазин вместе с животным – мы это поощряем – и сразу записаться на консультацию или в груминг».
Про отношение к животным
Дмитрий уверен: такие пространства пользуются спросом, потому что в России пет-родители становятся ответственнее, и этот правильный тренд набирает обороты. «Люди подбирают рацион под конкретного питомца и его особенности, регулярно водят на груминг, потому что это важная гигиеническая процедура и комфорт питомца», – отмечает Дмитрий.
По словам бизнесмена, в России уже есть сильное пет-сообщество, но образовательные инициативы все еще очень нужны: важно рассказывать людям, что питомец – это большая ответственность. «Наша компания приняла участие в выпуске 2-х детских книг «Секреты кошек» и «Секреты собак», в них детям рассказывают, как правильно заботиться о питомцах. Также у нас большая программа по пристройству кошек и собак из приютов».
Про эко-повестку
В компании большое внимание уделяют эко-повестке. Сегодня в магазинах сети можно сдать на переработку упаковки от корма, из переработанного материала специалисты сделают инвентарь для площадки для выгула животных. «Эксперимент по сбору пакетов от корма мы сегодня распространили на 150 магазинов, до конца года, я думаю, во всех магазинах будет возможность сдать упаковку», — рассказывает бизнесмен. В числе других эко-инициатив – мероприятия по высадке деревьев и плоггинг-забеги, на которые люди приходят с собаками.
Про планы на будущее
В планах – расти географически и выходить в новые регионы, в которых компания видит потенциал. Ну и конечно увеличивать количество центров здоровья, клиник и грумингов.
Про деловое сообщество ClubFirst
О ClubFirst Дмитрий узнал от одного из участников. «В первую очередь меня привлекло разнообразие форматов мероприятий и их структурированность. Каждый участник клуба может выбрать полезные для себя встречи, связанные с бизнесом, lifestyle, путешествиями, тематическими клубами и другими направлениями. Приятно видеть, что клуб активно развивается, но при этом не теряет качественного управления и администрирования».
Главной ценностью клуба Дмитрий видит возможность общаться с людьми, имеющими схожий деловой опыт и которые каждый день сталкиваются с похожими бизнес-задачами. «Это очень мощное сообщество из очень интересных, но при этом открытых людей, объединенных целью развиваться и расти в бизнесе. Это большое подспорье в жизни».
Самым успешным форматом бизнесмен считает Форум. «Форум позволяет предпринимателям вынырнуть из рутины дел и посмотреть на бизнес и на себя немного со стороны. А главное, получить не совет, а опыт других людей. Это очень ценно и позволяет с другого угла посмотреть на запросы и задачи. Все мы на работе строгие предпринимали, а на самом деле мы просто люди».