Основатели компаний, которые имеют миллиардные обороты, в России не очень охотно выходят из операционного управления бизнесом. Их страхи связаны с недоверием к институту внешнего корпоративного управления. Между тем, все больше владельцев рассматривают возможность контроля над компанией через независимый совет директоров. Владелец компании «БиоВитрум» и участник делового сообщества ClubFirst Владимир Цимберг рассказал, почему новые бизнес идеи, опыт и экспертиза наемных ТОП-менеджеров необходимы для масштабирования и вывода компании любого профиля на новый уровень.
Компания «БиоВитрум» является лидером отрасли по производству и дистрибуции медицинских изделий, реагентов и IT-сервисов для лабораторной диагностики. Продукция собственного производства «БиоВитрум» применяется в более чем 1500 лабораториях по всей России, а также в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Оборот компании за 2022 год составил 4 млрд рублей. «Мы работаем в области патологической анатомии. Большинство обывателей, когда слышит словосочетание «патологическая анатомия», сразу представляет вскрытия, но патологоанатом 80% своего профессионального времени уделяет именно прижизненной диагностике. Патологоанатомы, в основном, это гистологи, врачи, причем очень часто одни из самых умных в больнице, самых знающих, самых погруженных, те, с кем консультируются другие врачи из всех отделений», – поделился Владимир Цимберг.
По словам владельца «БиоВитрум», еще 15 лет назад рынок лабораторной диагностики был «стерильным» и именно его компания стала первым системным игроком с собственным производством в этой отрасли. «Сейчас это, конечно, уже значительно более конкурентная среда, присутствует много и западных, и отечественных компаний. Но «БиоВитрум» с точки зрения экспертности и широты продуктовой линейки (более 7,5 тыс позиций) до сих пор остается на первом месте. Мы активно вложились и вкладываемся в научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР), в развитие производства, и сейчас 30% всей нашей выручки – это наше собственное производство, наша зона силы. Отрасль невероятно интеллектоемкая и очень технологичная», – рассказал Владимир Цимберг.
В 2015 году он принял решение выйти из операционного управления бизнесом, но до запуска Наблюдательного совета, формирования комитетов и передачи должности генерального директора прошло 5 лет. «Мне тогда показалось, что бизнес начал меня перерастать, что мне уже не хватает компетенций, знаний, может быть, я как предприниматель, то есть владелец и управленец в одном лице, торможу развитие компании. Поэтому было принято решение контролировать бизнес иначе. Самая главная принципиальная цель – выход из операционного управления с сохранением контроля над компанией», – поделился участник ClubFirst.
Основатель «БиоВитрум» 3 года состоит в деловом сообществе для собственников и топ-менеджеров среднего и крупного бизнеса ClubFirst, где делится опытом корпоративного управления и выхода основателя бизнеса из операционного управления компанией. Для участников клуба уже дважды проводилась бизнес-экскурсия с обсуждением в формате круглого стола стратегического управления и выхода из операционки. С учетом того, что в России преобладают компании лидерского типа, управляемые отцами-основателями, переход к корпоративному управлению и независимому совету директоров для многих кажется сложным и рискованным решением. «Основные блокаторы – это страхи. В России значительно более низкая культура доверия, чем в Европе и США. Когда разговариваешь с владельцами некоторых компаний, их первая реакция – «Как я уйду из компании, кому-то ее передам, это просто немыслимо». При этом они не думают о том, что жить вечно невозможно. Поэтому когда-нибудь придется передать эту компанию либо менеджерам, либо коллективу, либо партнеру, либо семье. Огромное количество бизнесов принадлежат собственникам, которые начинали в 90-е. Они уже в общем-то неспособны в силу низкой энергетики тащить свой бизнес, как раньше, мучительно теряя позиции, из-за этого страдает бизнес, коллектив, все стейкхолдеры». По мнению Владимира Цимберга, необходимо постепенно прийти к корпоративному управлению, чтобы компания могла развиваться эволюционным путем. Внедряя эту систему, преодолеваешь огромное сопротивление – процесс выхода собственника из операционной деятельности и передачи дел занимает не менее 2–3 лет. При этом у предпринимателя освобождается время на отдых и появляются силы на новый бизнес, иногда и не один.
В деловом сообществе ClubFirst есть самые разные форматы встреч участников, в том числе выездные. «На встречах клуба я был в Екатеринбурге, в Ереване, в Москве, меня приглашали в качестве эксперта по корпоративному управлению, я читал лекции для участников клуба, это, конечно, очень хороший, приятный формат, когда можно встретиться с интересующимися людьми, поделиться своими знаниями», – рассказал Владимир Цимберг. По его словам, зачастую предпринимателям не хватает таких площадок, как деловое сообщество, где можно увидеться в формальной и неформальной обстановке, поделиться «болями» бизнеса и решениями каких-то задач. «Это еще и эмоциональное вовлечение. Есть такое убеждение, что предприниматель – бесконечно одинокий человек. И иметь возможность пообщаться с людьми, которые понимают твой угол обзора, очень важно», – считает Владимир Цимберг.
Материал на сайте Kommersant.ru